ПРОЗА МЫСЛИ ПЕСНИ  ПОЭЗИЯ  РЕЦЕПТЫ ИСТОРИИ КАРТИНКИ  ОТКРЫТКИ

НОВОСТИ САЙТА    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ОЛЕГ ПОГУДИН

Поющий голос разбивает беспросвет. Как нежданное солнце осенью, когда низкое небо и до первых одуванчиков еще далеко. Душа начинает заполнять все твое существо и, кажется, вот-вот вылетит. Ты умираешь от полноты чувств. Ты осязаешь любовь не к кому-то конкретному даже, а к странному круговороту жизни. И как апофеоз тебе является мысль, теперь уже одна. Но в то же время она и чувство, и прорицание. Бог есть Любовь. Поет Олег Погудин.

Олег о себе

А моя задача - напомнить людям о том, что они любят, что является нашим настоящим богатством. К этому так и надо относиться, несмотря на все новые веяния и все несуразицы нынешней жизни.

Я ощущаю серьезность и важность своей задачи, что позволяет испытывать большую радость в жизни...
Но надо помнить, что миссия это одно, а несущий миссию - это другое. Соединять их в равновеликом положении - это неправильно и опасно. А вообще я уверен, любой артист, любой творческий деятель, который публично работает, - это миссионер.
Сцена - мое призвание, мой диалог с людьми, которые пришли меня слушать. Я себя не представляю без сцены, и для людей это очень важно, я вижу. Ведь дар артиста - это обязательство, обязанность, и об этом нельзя не помнить.

На артистах лежит большая ответственность - мы существуем еще и для того, чтобы стать мостиком между прошлым и настоящим, чтобы принимать эстафету и передавать ее дальше.

Должен сказать, что, если у меня выдается свободное время, я читаю не художественную литературу. Насколько возможно, стараюсь читать литературу церковную. И вот там, кстати, великолепные литераторы, получаешь удовольствие от слога, от русского языка. При моем ритме жизни и при моих обязательствах передавать слово, то есть слово не только в литературном понимании, понимании искусства, но и в понимании мистическом, - я должен к нему так относиться, как сказано в Писании: в начале было Слово.

Искренность в искусстве я ценю выше всего.

Я резко отказываюсь от каких-либо попыток внедриться в мою творческую лабораторию, поэтому предпочитаю отказываться от финансовых предложений, если они затрагивают мои творческие или человеческие принципы. Пока я могу себе это позволить. Вы только не сочтите это за высокомерие. Просто радостно осознавать то, что всего добился сам, хотя и при помощи кого-то, а не то, что за тебя все сделали. Это принципиально. То есть я могу оставаться артистом.

Олег о Лермонтове

- Олег, чем именно вам дорог Лермонтов?
- Я не профессиональный литературовед, я певец, "поверять алгеброй гармонию" не умею, да и не хочу уметь. Я просто очень люблю этого поэта и человека, а почему и за что мы кого-то любим, рационально не объяснишь. Лермонтов это "мое", любимое, дорогое, так же, как проза Достоевского, так же, как Петербург...

     Лермонтов очень искренен и очень чист. Он воплощает в себе высокий романтизм, романтизм, поднимающийся до божественного. Он полностью отвечал за свои слова, за своих героев, отвечал вплоть до самых крайних, самых опасных, самых серьезных поступков. Лермонтов – не просто романтик, он очень русский романтик, и поэтому его творчество не было ни мрачным, ни жестоким, ни равнодушным к людям, к их чувствам. Ему не доставляло удовольствия мучить, интриговать, развращать других, он был устремлен к чему-то высокому, просветленному. Я же посвятил себя русскому романсу именно потому, что этот жанр подразумевает предельную искренность и чистые, высокие чувства. Даже сами слова "романтизм" и "романс", они не только однокоренные, они обозначают, в общем-то, сходные понятия. Во всяком случае, я это понимаю именно так и, как могу, выражаю в своем творчестве. Естественно, Лермонтов мне очень близок. К тому же его очень легко понимать, у него удивительный язык: живой, благородный, простой... Его поэзия - это воплощенная молодость, чистая, искренняя, горячая, отвергающая прозябание, равнодушие, цинизм.

Когда я записывал "Молитву", надеялся, что дыхание гения через этот диск коснется тех, кто будет его слушать. Я старался озвучить и донести до других то, что когда-то услышал, понял и открыл для других Лермонтов.

Олег Погудин о романсе

Я с 21 года исполняю романсы. И меня часто спрашивают, зачем они молодому человеку. Отвечаю: “Придите, послушайте”.

Романс — это мой язык. Я могу тысячу раз исполнять одну и ту же вещь и каждый раз открывать в ней что-то новое и желанное. Нет тут никаких рамок и преград.

О любви ведь все народы пели и во все времена. Но именно такое явление, как русский романс, – уникально, оригинально и очень национально. Он обладает особыми качествами. Почти всегда меланхоличен, но не от внутреннего бессилия, обломовщины или безысходности, а от понимания… Как у Пушкина гениальное — “Печаль моя светла..”. Это очень характерное качество русской культуры вообще и романса впрямую.

В романсе есть определённое мировоззрение и отношение к жизни - несуетное отношение. Вот что мне очень дорого в романсе - это то, что в нём нет безрассудности и те порывы, которые в нём существуют - они всё-таки в том числе и смиренные. Они не претендуют на то, чтобы перевернуть мир, они не революционные.

Назвать один-два или даже десять любимых романсов не могу. Они все любимые — все, которые я пою. Для меня это способ общения.

Романс нас переживёт. Он будет жить до тех пор, пока существует русский язык.

Всякий романс можно назвать песней о любви.

Романс абсолютно точно соответствует моей психофизике, когда за очень короткий промежуток времени нужно сказать о самом главном и сказать очень искренне, почти что пережить.

Романс - слишком нежная, интимная материя, которую нельзя закрепить в какую-то форму и потом старательно ей следовать. Это, скорее, искусство атмосферы.

Для романса нужна тонкость, интимность, может быть, даже какая-то хрупкость.

В слове я, прежде всего, ловлю мелодию. В поэтическом слове мелодия присутствует всегда. Если поэзия талантлива, если автор одарен, то в его стихе всегда есть музыка. Я это очень чувствую и слышу. Если же говорить о городском романсе, когда произведение часто несовершенно, то именно своей душой дополняешь его. Романс в этом смысле благодатный жанр.

-Если не совсем доделано, то Вы -со-творец?
- Я со-творец в любом случае. Только, если произведение совершенно - я его оживляю. Это принцип работы артиста: материал, который существует, надо озвучить, оживить. Снова дать жизнь тому, что когда-то было написано.

Когда я пою романсы 19 века, я продолжаю традицию, напоминаю об идеалах и красоте. Мне это в радость.

Олег Погудин о работе

Я стараюсь быть честным перед публикой и любить тех, кто ко мне приходит, а значит, выносить на сцену самое для меня дорогое.

Любой опыт ценен ошибками и какими-то ушибами. Не в равной степени, конечно. Успехи для артиста все равно важнее. Может, и не только для артиста. Жизнь не бывает одного цвета. У каждого человека она очень разная, и цветов в ней всегда много.

Живу на то, что зарабатываю, и очень ценю творческую свободу.

Олег Погудин о словах и музыке

Слово для меня очень серьезно. В каком-то смысле даже святыня. Я стараюсь к каждому слову относиться крайне ответственно. Но я певец, музыкант, и мелодия для меня значит, наверное, не меньше. По крайней мере, всегда бывает горько, когда слово и мелодия не конгениальны друг другу. Приходится чем-то жертвовать. Слова можно иногда изменить. Я, конечно, не говорю о классиках, гениях. У современных авторов я иногда дерзаю что-то немного поменять. С мелодией сложнее.

Олег Погудин о вере

Нельзя говорить о Боге всуе. Я не первый и, надеюсь, не последний в ряду тех, для кого образ Христа Спасителя — самое ценное в истории человечества. Понимание этого пришло ко мне лет в 20, но предощущение возникло гораздо раньше. Я говорю сейчас об очень личном — о сердцевине того, что питает всю мою жизнь и творчество.

"Если бы" не бывает. Бывает так, как было, а что будет в будущем - на то воля Божья.

Даже для верующего человека испытания тяжелы, но он знает, что он не один – Господь с ним. У человека нецерковного этого счастья нет.

Для православного человека смирение - это покорение воле Божией своей воли. Если говорить обо мне лично, о моей судьбе, то для меня попытки вести себя смиренно - это стараться смирить свои эмоции, которые иногда бурей разыгрываются во мне перед несправедливостями, нелепицами, откровенным обманом. Реагировать на эти вещи, конечно, надо, всякая неправда - нехорошо, но если ты начинаешь реагировать эмоционально, чувствуя свою личную оскорбленность, то, право, ни к чему хорошему это не приводит.
Навязывать человеку свою точку зрения, даже если она подтверждена множеством примеров и является действительно истинной, нельзя - все-таки свободы воли не нарушает даже Сам Создатель.

Свой талант и успех я отношу к милости Божьей и всегда это исповедую.

Постоянные мои спутники — Евангелие и икона.

Я человек церковный, и для меня православие – святыня, которая объемлет собой всё. Естественно, его правила и праздники стараюсь соблюдать.

- Два года назад вами были записаны песнопения иеромонаха Романа.
Некоторые из произведений звучат в ваших концертах — «На реках Вавилонских», «Пел соловей», «Гора Голгофа». Для такого серьезного шага
необходим не только порыв, настроение, но и вера... Вы верующий человек?
- Да, я верующий человек.

Довольно долго люди добро и зло называли своими именами. В XX веке мы это потеряли. Вернее, сами себя лишили этого права. Добро добром называть неудобно, зло злом - неприлично. Надо вновь провести четкие границы между этими понятиями. Можно и нужно жалеть предавшуюся злу душу, но подлые дела благословлять невозможно.

Мне же кажется, что главная радость и ответственность человеческого бытия скрыта в том, что наша земная жизнь единственная! Именно это делает ее столь неоценимой.

Олег Погудин о Питере

Петербург сохранил в культурном наследии России самое достойное.

Петербург – он родной. Рационализировать это чувство очень трудно, получится или сухо, или невнятно. Правильнее всего – назвать это любовью и ничего больше не объяснять. Такой гармонии, как в Питере, я не встречал нигде.

Но и по паспорту, и по мироощущению я — петербургский житель. В нашем городе стоит только выйти на улицу, пройтись пешком, как внутренне почувствуешь гармонию в себе.

- Я бывал в больших европейских и американских центрах. Даже в самых красивых из них - Париже, Милане, Венеции, Берлине, при всем их великолепии, ярком характере, безусловной важности для мировой культуры, нет того, что есть здесь, у нас. Нет такого невероятного сочетания великолепия и скромности. Над этой темой можно думать до бесконечности, но я бы, наверное, определил как главное - изящество Петербурга, его благородство и скромность. Этот город высокий по назначению, и судьба его высокая, хоть и горькая; она налагает неповторимый отпечаток и на жителей. Пусть не на всех, но на очень многих. Это красота, что не только снаружи, но и внутри, и некая внутренняя правда. Существует свод неписаных законов, без которого мы все погибнем. Без него невозможно представить себе Петербург. Это качество позволяет совершать одни поступки и исключает другие. Если ты поступишь не так, как требует твоя совесть, твоя честь, - эго для тебя, как для личности, - смертельная рана.

Петербург - счастливое, уникальное соединение европейской формы, когда все гармонично, изящно и русского содержания - глубокого и духовно богатого. Но внешняя форма не является самоцелью. Смысл в другом - в жизни души, в беспредельном.
Но русское искусство, русская культура многолика и богата, ее нельзя полностью поместить в определенные, пусть даже и золотые, рамки. К тому же мы считаем себя представителями Петербурга, а нашему городу, как мне кажется, созвучнее именно серебро - элегантное, ненавязчивое, благородное.

Олег Погудин:
Но ведь не важно, до скольких человек ты достучишься.
Важно, что произойдет в душах людей, а это не измерить никакими мерками.

Олег Погудин о  слушателях

Я стараюсь строить свою работу в соответствии со своими идеалами. А это настраивает и людей, которые приходят меня слушать, на определённую систему отношений. Приходят не случайные люди.

Любовь зрительская, конечно, приятна, без неё было бы очень тяжело.

Прекрасно знаю, что как человека меня могут любить немногие, как и я могу любить немногих. Любить всех могут лишь святые. Поэтому любовь слушательскую, которую я очень ценю и которая мне действительно помогает жить, я отношу к тому, во имя чего я работаю.

Все до одной записки… нет, правильнее их назвать письмами – храню дома. Даже самые короткие, кроме тех, где просто просят исполнить какое-то произведение. И обязательно все прочитываю.

Публика слушает романсы с настоящей искренней радостью. Читать записки, которые приходят из зала, - одно удовольствие: они написаны хорошим языком и посвящены не лично исполнителю, а каким-то важным мыслям о культуре, об Отечестве, о нашей жизни.    Люди соскучились по хорошему русскому слову, по поэзии, изложенной в такой дивной форме, как романс.

И очень благодарен судьбе и тем людям, которые приходят ко мне, я чувствую, что приходят, потому что любят.

Отзывы слушателей

ОЛЕГ, мне очень нравиться ваше творчество. Я просто восхищена. Никогда особо не интересовалась музыкой, но вы меня поразили. Большое спасибо!!

Сегодня в очередной раз прослушала Вашу кассету. И снова возник вопрос: ну, где же были мои уши и голова до того, как я два года назад прислушалась к Вам впервые?!!!

Вы знаете... что меня периодически удивляет и радует -- это то, что Олег Евгеньевич не теряет веры в то, что делает. Впрочем, я не совсем точно выразилась, верой правильнее называть отношение с Богом... Не разуверяется в правильности, в нужности того, что делает; в том, что поймут. Конечно, подвига в этом нет. Но это восхищает. Что он не устает говорить о любви. Он очень открыт на концертах. Это замечательно.

 Вчерашний концерт в Политехническом был просто великолепен. Мастерство. Обаяние. Замечательные музыканты. Горячий прием. Очень трогательно. Спасибо, Олег!

 То, как он "работает" с записками, заставляет еще больше проникаться к нему не только как к певцу, но как человеку тактичному, выдержанному, неизменно доброжелательному. Ни разу не слышала, что бы он прочитал вслух что-нибудь личное и даже просто хвалебное, хотя, понятно, таких записок большинство.

И это все о нем

Олег Погудин - истинный петербуржец. Мягкий, интеллигентный, удивительно приятный в общении человек. Таким он остается и на сцене. Хотя, конечно, на сцене он прежде всего артист, чей волшебный голос заставляет публику забыть о суетности мира и лишний раз подумать о вечном.

То, что делает артист, - не есть простое совмещение прекрасного голоса, безупречного вкуса и профессионального отношения к слову. Это искренность и внутренний свет, которые даже самые "запетые" романсы с непритязательными и, часто, не самыми лучшими стихами превращают в настоящее откровение.

Слушать Окуджаву в исполнении Олега Погудина, его  "серебряного" голоса" - наслаждение необычайное и совершенно чарующее. Завораживает не только не
 сравнимый ни с кем погудинский вокал, изумляет мастерство его гитарного сопровождения.

Когда молодой петербургский исполнитель Олег Погудин, который получил премию "За постижение души русского романса", присутствовавшая на торжественной церемонии в Царском Селе Галина Вишневская сказала, что впервые услышала голос Олега несколько лет назад в Нью-Йорке, когда знакомый поставил его кассету. И тогда запомнила это имя. "На фоне того, что происходит сегодня в российской эстраде, - заметила она, - вы выделяетесь хорошей манерой, вкусом и уникальным стилем. Пожалуйста, сохраните свою индивидуальность, не потеряйте все это в наше непростое время".

На его концерты билетов недостать, залы всегда полны, и публика приходит особая, питерская, интеллигентная. Что же привлекает в этом хрупком, изящном молодом человеке самых разных людей, разных по возрасту, образованию, музыкальным пристрастиям, почему они смотрят на него такими завороженными глазами? Он настоящий, он несет людям то, о чем так истосковалась душа современного человека o красоту, душевность, искренность. Может быть, он открывает в их душах что-то такое, что не востребовано в обыденной жизни. Публика на его концертах и просто получает эстетическое удовольствие, потому что Олег очень профессионально и красиво поет, хорошо держится. Он элегантен и доброжелателен. При внешней мягкости, даже незащищенности Олег очень тверд в своих убеждениях и необыкновенно серьезно относится к своему творчеству. Разговаривать с Олегом легко и приятно, он довольно открыт и честен. Самое главное - в нем чувствуется внутренняя сила, внутренняя направленность, и в этом еще один секрет любви к нему слушателей: ему есть, что сказать людям, есть, о чем спеть.

Бог подарил нам редкого человека, которому часто, поверьте, бывало и бесконечно одиноко, и мучительно больно, как любому мыслящему человеку, которого многое мучает и жжет. Но ясно понимая, что прожить свою единственную жизнь он должен на нашей грешной и многострадальной земле, он создал свой, личный мир, созвучный его внутренним душевным и духовным устремлениям... И он дарит нам его, открывает двери и впускает всех нас...

Использованны материалы с Форума поклонников творчества Олега Погудина.
 
 

ПРОЗА МЫСЛИ ПЕСНИ  ПОЭЗИЯ  РЕЦЕПТЫ ИСТОРИИ КАРТИНКИ  ОТКРЫТКИ





Хостинг от uCoz