ПРОЗА  МЫСЛИ  ПЕСНИ  ПОЭЗИЯ РЕЦЕПТЫ ИСТОРИИ КАРТИНКИ  ОТКРЫТКИ

ЛЮДИ НОВОСТИ САЙТА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА   НАШИ ДРУЗЬЯ

О ПОСЛУШАНИИ

Послушание  не заключается в том, чтобы раболепно исполнять приказания священника, даже если они подаются в форме советов. "Послушание - от слова "слушание", и цель послушания - научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но и ко всем взаимоотношениям между людьми.

Когда говорит с нами духовный отец, мы должны слышать его слова и за словами уловить глубину - или отсутствие глубины - его духовного опыта. Бывает, что священник скажет что-то очень простое, что дойдет до твоей души и ее взорвет. А может быть так, что священник говорит от ума, повторяет то, что ему было сказано.

Я читал много житий святых и другой духовной литературы, и меня всегда поражало, что старец, духовный отец, игумен, наставник, пустынник из глубин своего опыта говорит нечто человеку, который ему ставит вопрос, или даже человеку, который вопроса ему и не ставил, но на которого он взглянул и почувствовал: ему надо это сказать. А иногда это не только слова, которые открывают нам понимание, это указание: "Сделай то-то". Сделай то-то, потому что если ты не сделаешь, а будешь только размышлять и переживать, то ты никогда не сдвинешься с места. И вот даже монастырское послушание заключается в том, чтобы избрать духовника, с которым ты созвучен, который тебя может глубоко в Боге полюбить и которого ты можешь воспринять как человека, который тебе дан от Бога.

Взаимное отношение духовника с духовным чадом заключается в том, чтобы духовник глубоко вглядывался в эту душу, вслушивался в эту душу, старался эту душу понять и никогда не говорил ничего, что до конца не продумано и может оказаться соблазном".

Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа, чрез человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение.

Не забывай, что послушание выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться, по мере сил.

Настоящее послушание  слушается, не видя оснований и несмотря на своё нехотение. Такому послушание обетована особая благодать – благодать сохранения от всякого вреда при исполнении послушание. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берёт на своё попечение слушающегося и блюдет его.

Надо слушаться тогда, когда это приятно, и тогда, когда это неприятно.
Надо слушаться тогда, когда это легко понести, надо слушаться и тогда, когда это трудно понести.

Послушание есть то отношение между послушником и духовным отцом, когда оно совершается на определенном духовном уровне - духовного отца и послушника. Духовный отец только тот может быть, может иметь у себя в послушании - кто достиг действительного бесстрастия, кто видит душу человека. И таким образом он может без соблазнства, видя душу послушника, указать наилучшие пути исправления своей жизни. Это очень важно.

На чём основывается послушание? На любви и можно поставить точку.

Вспоминает Антоний Сурожский: Я поставил вопрос отцу Афанасию: вот я сейчас иду в армию – как я буду осуществлять свое монашество и, в частности, послушание? Он мне ответил: очень просто; считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но всем твоим нутром; считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет, – твой хозяин; служи ему, как купленный раб.

А затем – прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала. Затем он дает тебе лопату, ведет в госпитальный двор, говорит: с севера на юг копать ров… А ты знаешь, что офицер говорил копать с востока на запад. Но тебе какое дело? Твое дело копать, и чувствуешь такую свободу, копаешь с наслаждением: во-первых, чувствуешь себя добродетельным, а потом – день холодный и ясный, и гораздо приятнее рыть окоп под открытым небом, чем мыть посуду на кухне. Копал три часа, и ров получился отличный. Приходит капрал, говорит: дурень, осёл и т.д., копать надо было с востока на запад... Я мог бы ему сказать, что он сам сначала ошибся, но какое мне дело до того, что он ошибался? Он велел мне засыпать ров, а засыпав, я стал бы, вероятно, копать заново, но к тому времени он нашел другого “добровольца”, который получил свою долю.

Меня очень поразило тогда то чувство внутренней свободы, которое дает абсурдное послушание, потому что если бы моя деятельность определялась точкой приложения и если бы это было делом осмысленного послушания, я бы сначала бился, чтобы доказать капралу, что надо копать в другом направлении, и кончилось бы всё карцером. Тут же, просто потому, что я был совершенно освобожден от чувства ответственности, вся жизнь была именно в том, что можно было совершенно свободно отзываться на всё и иметь внутреннюю свободу для всего, а остальное была воля Божия, проявленная через чью-то ошибку.

 

ПРОЗА  МЫСЛИ  ПЕСНИ  ПОЭЗИЯ РЕЦЕПТЫ ИСТОРИИ КАРТИНКИ  ОТКРЫТКИ

ЛЮДИ  НОВОСТИ САЙТА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА   НАШИ ДРУЗЬЯ



Хостинг от uCoz