ПРОЗА МЫСЛИ ПЕСНИ ПОЭЗИЯ РЕЦЕПТЫ ИСТОРИИ КАРТИНКИ ОТКРЫТКИ
РИНА ЗЕЛЕНАЯ
Жила-была девочка. Жила в маленьком одноэтажном Ташкенте, с кирпичными тротуарами, маленькими ишаками и проходящими караванами верблюдов. Девочка хорошо училась и много читала. Ее звали Катей, Екатериной.
"Люди часто интересуются моей фамилией, - вспоминала актриса. - Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал".
Катерина стала актрисой случайно. Она шла по улице и увидела объявление: "Прием в театральную школу". Она и не подозревала, что профессии актера можно научиться. Вошла и прочитала стихотворение Никитина "Выезд ямщика", чем до слез насмешила знаменитых актеров Певцова и Шатрову. Из восьмидесяти юношей и девушек приняли двадцать два человека, в том числе и Зеленую.
Константин Тихонович Топуридзе (Котэ - как она его называла) был известный архитектор, автор фонтанов "Дружба народов", "Золотой колос", "Каменный цветок" на ВДНХ (нынешний ВВЦ). Их знакомство произошло в Абхазии, можно сказать, на другом конце света. Приятель-журналист как-то подвел к Рине красивого мужчину и представил: "Познакомьтесь, Риночка, это мой друг из Ленинграда, Котэ Топуридзе". Рина говорила: "Так в моей жизни образовалась новая профессия - жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда!" Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с Топуридзе, они прожили вместе сорок лет. "Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить", - не уставала восхищаться она своим мужем.
“Во всем свете нельзя было найти человека, который был бы более нужен и важен. Среди дня я могла подойти и принести ему стакан воды. Он пил, даже не удивляясь, почему я догадалась, что он хочет пить. Я знала, что я самый счастливый человек на свете", - вспоминала актриса. Они ходили, всегда держась за руки. Тогда это было не принято, тем более в пожилом возрасте.
По воспоминаниям друзей, любила Зеленая Константина Топуридзе очень сильно. Удивительно - они почти никогда не расставались. У Рины Васильевны не было детей. Она воспитывала двух сыновей Котэ, с удовольствием проводила время с племянницей, уделяла внимание соседским детям. Рина Зеленая не любила сюсюканья с детьми, удивлялась, когда общение с ними заключалось в том, чтобы нажать на нос и воскликнуть "Дзинь!" Она хотела, чтобы взрослые лучше узнали душу ребенка.
Рина и Котэ всегда ходили, трогательно взявшись за руки, и этой привычке не изменили, даже будучи пожилыми людьми. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком-нибудь переулке. Он знал все о каждом доме, о каждой площади столицы.
Актриса постоянно искала те формы, в которых с наибольшей полнотой выразилась бы ее индивидуальность. На многих сценах она переиграла массу уморительных скетчей, ставила сама, конферировала. Однажды, чтобы не сорвался один из концертов, Рину Зеленую попросили заполнить паузу, и она детским голосом, с запинаниями и придыханиями протараторила "Мойдодыра". Успех был оглушительный. С тех пор актриса много лет выступала на эстраде в жанре "Взрослым о детях".
"Ребенок
постигает сложный мир, который его окружает, часто, как умеет.
А потом мы удивляемся: почему он не такой, каким бы мы хотели его видеть. Нам
кажется, что достаточно его одевать, кормить, читать нравоучения, а уважать -
совсем не обязательно", - писала актриса.
Слава Рины Зеленой как исполнительницы "детских монологов" была безгранична.
Особенно в довоенное время, когда ее имя звучало, как предвкушение чего-то
необычного, праздничного. Если в кухню на коммуналке вбегал ребенок и кричал: "Рина
Зеленая!" - кухня пустела. Соседи разбегались по комнатам к своим репродукторам.
Ей приходили тысячи писем, с ней хотели дружить и те, кто воспринимал ее как
обыкновенную девочку (телевидение появилось много позднее, и многие знали лишь
ее голос), и те, кто знал, что это уважаемая, немолодая актриса, которую зовут
Рина Зеленая. Актриса объездила десятки пионерлагерей, сотни школ. Выступала
перед солдатами, академиками, спортсменами, учителями, выезжала в самые дальние
уголки Советского Союза. В каждой статье о Рине Васильевне упоминалась ее
поездка на Северный полюс.
Колоссальное удовольствие Рина Зеленая испытывала от работы в мультипликации, где чаще ей приходилось озвучивать юных героев. Нередко анимационный образ напрямую зависит от того, каким будет его голос, какие краски, какую душу вдохнет в уже нарисованного персонажа актер. Рина Васильевна никогда не ограничивалась готовым текстом. "Как все шаблонно!" - возмущалась она и аккуратно переписывала роль со своими пометками и исправлениями в школьную тетрадку. Не потому ли до сих пор так популярны Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал "мяу", и цирковое чудо Лошарик?
У нее был свой лексикон, свои оценки, никогда не похожие
на общие. "Подчас она казалась парадоксальной, но в итоге всегда
оказывалась права, - писал о ней Зиновий Гердт. - Она была богобоязненна,
глубоко верила в Бога. По тому, как она относилась к Нему, по простоте,
почти будничной, и по величию их "взаимоотношений" с Богом я все время,
хотя и не говорил ей об этом, сравнивал ее с Борисом Пастернаком". Она
прожила без малого век. И что удивительно, никогда не оставалась без
работы. |
Использованная литература: www.rusactors.ru/z/zelenaya/index.shtml
http://actors.km.ru/view/aF9ECE59F19BB4D4D920F87DBC9188F5E.htm