НОВОСТИ САЙТА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА НАШИ ДРУЗЬЯ
БЛИЖНИЙ
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
Люби всякого человека, как самого себя, потому что он есть другой ты.
Каждый из нас накладывает печать на всякого встречного человека. И здесь - ответственность, непрерывно переходящая через века.
Отношения должны начинаться и развиваться во взаимной свободе.
Отношения бывают истинны, только если строятся на взаимной свободе.
Существует некая наилучшая точка, которая позволяет нам видеть произведение таким, каким его замыслил художник, в его полноте не утопая в деталях. Тоже самое касается человеческих отношений. Нужно найти расстояние, которое определяется не пространством и временем, а внутренней свободой, - такой свободой, которая нас тесно соединяет, но не связывает по рукам и ногам.
Не в том беда, что мы немногих любим, - мы неспособны любить очень многих, наше сердце слишком узко. Но как мы плохо, нетерпеливо, неласково, неумно любим и тех, о которых говорим, что они нам дороги! Как нам надо задуматься над теми, кто нас окружает, и поставить себе вопрос: какова моя любовь к ним: В радость – или в тягость? Потому что бывает и так, что наша любовь может удушить человека, она для него не свобода, а рабство; человек стонет от того, что мы называем «любовью», когда мы знаем лучше него, в чем его счастье, что ему нужно, где его радость, когда мы у него отнимаем всякую искорку свободы, творчества, потому что сами хотим управлять его жизнью так, чтобы ему «лучше было».
Встреча бывает глубока, достигает совершенства, лишь когда оба ее участника способны пребывать вместе в безмолвии.
Я ему ничего не скажу... - Почему? - Потому что если он не может понять моего молчания, ему никогда не понять моих слов... Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова ничего не передают - это пустой звук. Понимание происходит на том уровне, когда два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределом всякого словесного выражения.
Когда у людей жизненные интересы расходятся, то они расстаются. И это естественно, ведь друзей объединяют совместная деятельность, общие интересы. Когда их нет, то и встречаться становится в общем-то, незачем.
У нас часто портятся отношения, потому что
мы разных точек зрения. Точка зрения своя должна быть, кто ее не имеет,
тот обезличивается, но точка зрения не должна прекращать любви.
Не надо думать плохо о
человеке, потому что за это уходить благодать Святаго Духа. Мир душевный
теряется больше всего от осуждения ближних и от недовольства своей жизнью.
Враг всегда силится
вооружить против человека домашних его, надо к этому быть готовым и помнить,
все это по попущению Божью для очищения грехов наших.
"Тут стоит вспомнить строчки
из переписки старца Макария Оптинского с одним петербургским купцом. Купец
писал Макарию, что от него ушла прислуга и знакомые рекомендуют ему одну
деревенскую девушку. "Следует ли мне ее нанять?" - спрашивает купец. "Да", -
отвечает старец. Через некоторое время купец присылает новое письмо. "Отче, -
пишет он, - позвольте мне ее уволить, это сущий бес. С той минуты, как она
появилась в моем доме, я непрерывно злюсь и потерял всякое самообладание". И
старец отвечает: "Ни в коем случае не выгоняй ее; это ангел, которого Господь
послал тебе, чтобы ты мог увидеть, сколько в тебе таилось злобы, которую
предыдущая служанка не сумела раскрыть в тебе".
Из любви к ближнему не
должно делать того, что требуют их прихоти, их беззаконные страсти, их
беспорядочные привычки.
О грешащих же жалеть
навыкайте и Богу о них молитися. Бог даст, и привыкнете не осуждать.
Каждый из нас накладывает печать на всякого
встречного человека. И здесь - ответственность, непрерывно переходящая через
века.
Все начинается с малого и
единственного: если научишься принимать одного, то научишься принимать всех.
Жизнь ради другого
начинается со знания и доверия ему.
Если каждый раз, когда мы
видим зло вокруг себя, мы на него отзывались бы состраданием, и говорили:
«Господи, спаси этого человека, прости ему; если я ошибся в своем суждении –
Слава Богу, но если я прав, только не осуди его, как я его осудил».
Путь к сердцам других людей проходят через наше
собственное сердце.
Научиться молчать, когда тебя не спрашивают, не
спорить, не заноситься, не осуждать, прощать, замечать нужду ближнего и
откликаться на нее. Замечать людей, видеть не как объекты своих симпатий или
антипатий, но как образы Божьи, которые необходимо почитать во всех случаях -
это уже признак духовного роста.
Во всей внешности человека
ярко отражается духовная сущность Его.
Скрывать недостатки других и
говорить об их добродетелях есть признак любви и лучший способ привлечь к себе
любовь ближних.
Люби всякого человека, как
самого себя, потому что он есть другой ты.
Не смешивай человека – этот
образ Божий – со злом, которое в нем...
Нет человека, в котором бы
не было хотя бы какого-нибудь добра.
Когда брат имеет
испорченный помысел, нам нужно с добротою и смирением постараться его исправить.
И это наша обязанность.
Бог терпит всех нас. Так и мы должны терпеть
других.
Мы обязаны боль другого делать нашей болью!
Из того, насколько кто любит ближнего, можно
понять, сколько он любит Христа! Предположим, что бедняк идет к кому-нибудь и
просит рубашку и тот ему дает самую лучшую, какую имеет, - из этого ясно, что он
любит Христа, ибо брату отдал самое лучшее.
Не к самому человеку надо, конечно, иметь
недоверие, но к данному его состоянию. Степень доверия следует всегда менять,
соразмерно состоянию просветленности человека в Боге. Если человек, которого мы
любим, и кому всегда до сих пор доверяли, вдруг явится пред нами нетрезвым и
начнет нам давать какие-нибудь советы... исчезнет ли наша любовь к этому
человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не
ослабится. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого
человека, пока он в таком состоянии.
"Не мечите бисера вашего..." - есть заповедь о
недоверии в любви, ведущая к любви, оберегающая любовь.
Не в том беда, что мы
немногих любим, - мы неспособны любить, очень многих, наше сердце слишком узко
(как говорит апостол Павел: тесно в ваших сердцах). Но как мы плохо,
нетерпеливо, неласково, неумно любим тех, о которых говорим, что они нам дороги!
Как нам надо задуматься над теми, кто нас окружает, и поставить себе вопрос:
какова моя любовь к ним? В радость - или в тягость? Потому что бывает и так, что
наша любовь может удушить человека, она для него не свобода, а рабство; человек
стонет от того, что мы называем "любовью", когда мы знаем лучше него, в чем его
счастье, что ему нужно, где его радость, когда мы у него отнимаем всякую искорку
свободы, творчества, потому что сами хотим управлять его жизнью так, чтобы ему
"лучше" было...
Духовное родство лучше
плотского.
У каждого человека есть свое
видение, и если он искренен, с этим надо считаться и стараться не критиковать, а
понимать – может быть, в лице этого человека раскроется что-то особенное. И в
самом деле, каждый человек – эта новая особенность, неповторимая красота. К
человеку подходи как к творению Божию, научись понимать красоту этого творения.
От того, что не стараются
понять друг друга, бывает много недоразумений. Понять друг друга – это считаться
с миром другого человека, не стараться его переделать на свой лад.
Каждый человек - это особый
мир, и у каждого человека есть свой талант – и понять этот мир и талант -
избежать недоразумений. Обычно утверждают свои мнения, и не дают утверждать
своих мнений другим. А надо предоставить право и тому и другому.
Очень сильно негодование
против неправды других, критики, а следовательно, осуждение вызывает обратное
явление: мы становимся сами такими же. Снисхождение, а не критика, стараться
понять, отчего они стали такими, и молитва за них – вот то, что приносит нам и
другим пользу.
Нужно учится понимать, быть
снисходительным, страдать и молится, это по –христиански.
Научиться молчать, когда
тебя не спрашивают, не спорить, не заноситься, не осуждать, прощать, замечать
нужду ближнего и откликаться на нее. Замечать людей, видеть не как объекты
своих симпатий или антипатий, но как образы Божии, которые необходимо почитать
во всех случаях - это уже признак духовного роста.
Слышал я о некоем брате, что
когда он приходил к кому-либо из братии и видел келью его невыметенную и
неприбранную, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всем,
или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил горе, что не находит
времени и келью свою привести в порядок. Так же если приходил к другому и видел
его келью убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа
сего брата, таки келья его чиста, и состояние кельи его согласно с состоянием
души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей (брат) нерадив, или сей
тщеславен, но по своему доброму усмотрению получал пользу от каждого. Благий Бог
да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и
никогда не замечать пороков ближних.
С тем, кто безразличен к
себе от любви к другим, пребывает великое Божественное попечение, и все люди
заботятся о нем.
Если человек убирает
собственное «я» из каждого своего действия и отсекает свою волю, то он делает
правильно. Такой человек обязательно будет иметь божественное просвещение, и дух
взаимопонимания с ближним у него тоже будет.
-
Если кто-то находится в
плохом состоянии, а я в хорошем, то могу ли я оказать на него влияние?
-
С чего ты взяла, что ты
находишься в лучшем состоянии? С того момента, как я начинаю верить, что я лучше
другого, и жалеть его, мне должно жалеть уже не его, а самого себя. Даже когда
видишь, что ближний действительно не в порядке, он оправдывает его и находит
себя худшим других, ему больно за свою скверну. Он признает, что за все данное
ему Богом, он воздал ничем и говорит: «Боже мой, не считайся со мной, отбрось
меня в строну. Я не сделал ничего. Помоги другому».
Особенно надо следить за
собой, чтобы быть мягким, добрым в отношении ближних своих. Если человек имеет
правильное отношение к ближнему, т.е. исполняет заповедь: возлюби ближнего
твоего, как самого себя, то через это обязательно будет в силах исполнять все
прочие заповеди, и главную их всех – заповедь любви к Богу. Нельзя любить Бога,
относясь плохо хотя бы к одному человеку.